О передаче технологий в совместное предприятие (СП)

Вступление в СП должно предполагать последующую передачу технологии, одному из партнеров. Однако в каком объеме, и каких технологий? Участие в СП требует, чтобы фирма оценила свои технологические возможности, проведя различие между теми из них, которые являются решающими для ее конкурентоспособности и не должны передаваться, и теми компонентами корпоративного технологического портфеля, которые могут быть выгодно переданы с меньшим риском для конкурентоспособности фирмы.

Необходимо использование и двух остальных типов оценки. Фирма, обдумывающая вступление в совместное предприятие, должна также оценить нетехнологические, комплементарные активы, которые необходимы для извлечения коммерческой выгоды из ее технологических возможностей. Как было показано Д. Тисом и другими учеными, доступ к этим нетехнологическим активам может определить успех или провал инновации. И, наконец, фирма, принимающая решение о создании СП, прежде должна изучить технологические и нетехнологические возможности своих будущих партнеров, так как вопрос о выборе партнеров является центральным. Во всех этих оценках следует учитывать, что качество и количество ключевых технологических и нетехнологических активов может также меняться со временем.

Передачей технологии следует управлять крайне внимательно на всем протяжении деятельности СП. Фирмы-участники должны создать внутренний механизм освоения технологий, переданных партнерами. Это может потребовать регулярной ротации служащих между фирмами-партнерами при реализации общего проекта. Важность перемещений работников отражает подход, согласно которому передача технологии осуществляется более эффективно через движение людей, нежели через поток отчетов и бумаг. Недостаточно, однако, только сконцентрировать знания или умения, полученные от других фирм, в голове инженера или ученого — этому человеку должна быть предоставлена возможность обмениваться знаниями с другими сотрудниками в фирме-партнере. Параллельные исследования или инженерную деятельность осуществляют многие промышленные компании в рамках исследовательских партнерств университетами для того, чтобы обеспечить себе информированную аудиторию, способную поглощать технологические и другие знания, привнесенные из СП. Они могут быть равным образом полезны в СП, которые специализируются на коммерческой разработке технологий.

Закладка Постоянная ссылка.